ЮНГЕР, Александр Александрович

 

(1883-1948)

 

Родился 12 января 1883 года в семье обрусевших немцев в Санкт-Петербурге. Его отец А. Ф. Юнгер служил в торговой фирме «Рихтер». Среднее образование Александр получил вместе с братом-близнецом Владимиром (поэтом-акмеистом, 1883-1918) в Петришуле. У них были ещё два младших брата: Николай (1885-1945) и Георгий (?-?), тоже ставший художником. Ещё будучи гимназистом, Александр стал учеником рисовальной школы "Общества поощрения художеств". Оба учебных заведения юноша закончил одновременно в 1902 году. Сразу после этого он поступил в Институт гражданских инженеров и одновременно на архитектурное же отделение Академии художеств в Петербурге, которые закончил с золотой медалью и отличными оценками.

«Рисовать стал рано. Рисовать я начал с 4-х лет... Первый заказ получил, когда мне было семь лет. Заказчиком был мой младший брат Коля (5-ти лет). Когда я подрос — начал работать в журналах» — написал он позже в своей шутливой автобиографии.

В 1905 году молодой художник опубликовал свои первые рисунки в журнале «Стрекоза», а вскоре становится ведущим сотрудником журнала «Спрут».

«Тут я познакомился с начинающими Ре-ми (Ремизов), Радаковым, А. Яковлевым, Сашей Чёрным, Потёмкиным и др., впоследствии с приехавшим из Харькова и тогда никому ещё не известным Аркад. Тимоф. Аверченко. Все они не были удовлетворены качеством еженедельника. На одном из заседаний редакции было решено превратить журнал из юмористического в сатирический. А. А. Радаков предложил дать журналу новое имя. Так возник лучший сатирический журнал дореволюционной России — «Сатирикон» (С 1913 г. журнал стал называться «Новый Сатирикон»). А. Юнгер стал руководителем художественного отдела. Того отдела, который и принёс журналу громкую славу, ибо, как утверждали современники, «группа художников в «Сатириконе» была в своей сфере и по таланту, и по выдумке значительно выше группы писателей. А. Юнгер иллюстрировал также детский юмористический журнал «Галчонок».

А. Юнгера можно считать отцом русского графического фельетона. Рисунки Юнгера выглядят тщательно построенными, а не спонтанно выплеснувшимися на лист. В стиле Юнгера отчётливо прослеживается связь с художниками начала XX века — Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибиным и другими, с немецкой и английской карикатурой и рисунком. Основу рисунка Юнгера составляет тонкая контурная линия.

В 1918 году Александр Юнгер оказался на Кубани, в Краснодаре, где, как писал он в автобиографии: «...до 1925 года состоял профессором и деканом архитектурного факультета Кубанского политехнического института. На Кубани много работал «по урбанизму». Проектировал расширение города Краснодара и города Новороссийска». Не оставлял он и графику, работал в книжной иллюстрации, выполнял плакаты. В Краснодаре А. Юнгер вместе с С. Я. Маршаком участвовал в создании первого советского театра для детей.

А. Юнгер после возвращения в Ленинград в 1925 году сразу занял видное место в художественном отделе журнала «Бегемот». Одновременно поступив на работу в «Трест слабых токов», а в 1928 году — в трест «Электроток». В этот период он занимался проектированием промышленных сооружений. По его проектам были построены Дубровская ГРЭС с рабочим посёлком при ней, а также электроподстанции на заводах «Красный треугольник» и «Красный путиловец». С 1930 года профессор архитектуры А. Юнгер заведует кафедрой архитектурного проектирования архитектурного факультета Ленинградского института гражданских инженеров, одновременно являясь руководителем мастерской № 7, которой в 1936 году было поручено проектирование Театра оперы и балета в Сталинабаде (строительство закончено в 1942 г.). Также по его проектам в 1930-е годы было построено несколько школ в Ленинграде.

Активную деятельность архитектора прервала Великая Отечественная война. А. Юнгер пережил первую блокадную зиму, а 2 марта 1942 года его арестовали. Поводом для этого стал донос одного из знакомых, обвинявшегося в антисоветской деятельности. 12 мая ему был вынесен смертный приговор, а на следующий день Юнгеру предложили написать просьбу о помиловании. Её вскоре удовлетворили, заменив расстрел на 10 лет лагерей.. Он умер 3 августа 1948 года в лагерном пункте Булатово близ Соликамска (Березовский ОЛП № 320/8 Ныробский ИТЛ; поселок Березовая Чердынского района Молотовской области.).

А. Юнгер проявил себя в качестве педагога, практика и теоретика архитектуры, театрального деятеля, а его художественное наследие включает в себя почти все виды графических работ — плакат, иллюстрацию, станковую графику. Занимался он и живописью.

 

Иллюстрации к произведениям А. Конан Дойля: